Что сейчас актуально?
В настоящее время я пытаюсь найти выход из ситуации, сложившейся в последнее время вокруг авторского права на софтверную продукцию. Ситуация эта, честно сказать, мне очень не нравится, и вот почему, и что я об этом думаю.  Настоящий текст подготовлен на основе моих постов в известном блоге :)

Часть 1. Актуальные события

В последнюю неделю октября в г. Екатеринбурге отделом "К" ОБЭП были арестованы компьютеры нескольких фирм, содержащие нелицензионные программные продукты. В одной из них, состояние дел в которой мне известно более детально, было изъято около дюжины машин; часть из них была в скором времени возвращена, но без жестких дисков. Соответственно, данной фирмой был утрачен примерно месячный объем заказов, файлы которых находились непосредственно на рабочих станциях (файл-сервер не изымался — очевидно, он был организован под Linux). В результате данной фирме пришлось одномоментно восстанавливать парк машин, включаю покупку не только ОС, но и программных продуктов (конкретно речь шла о CorelDraw! и 3DMax). Нетрудно представить себе приблизительный объем экстренных вложений, об объеме убытков из-за сорванных работ я данными не располагаю.

Полагаю, что частные выводы можно делать уже сейчас.

  1. Гром грянул, и кто думал, что пронесет, креститься надо немедленно;
  2. ОБЭП в роли средства давления на конкурента приобретает ту же универсальность, что санэпидемстанция и пожарные — в любой момент придут и возьмут;
  3. Организация локальных сетей и резервное копирование данных приобретают первоочередное значение.

Что касается выводов более глобальных, то прежде позвольте сделать несколько более общих замечаний.

Думается, что одномоментное применение авторского права по всей стране приведет к экономической катастрофе, примерно равной по масштабу падению рубля в 1998 году. При этом большая часть денег уйдет за рубеж, и конкретно — в США, на долю российского IT, по моим оценкам, достанется не более 8–12% (прежде всего за счет цены кириллических шрифтов, и лишь в меньшей части — собственно софта).

Полагаю, что с точки зрения мировой гармонии это будет даже справедливо — последние годы мы слишком хорошо жили за счет нефти.

С других точек зрения, скорее всего, оценка будет менее утешительной.

Представьте себе, что вдруг все электрогитары стали контрафактными, а новые стоят 10–20 тысяч долларов (ну, как хорошо укомплектованный софтом компьютер). Что будет с музыкой? Ну, Градский и Зинчук купят себе инструмент сами, за свои кровные. Оркестры народных инструментов пойдут по спонсорам. Молодежная группа "шАМБАЛа" будет по-прежнему играть на незаконных гитарах, но к ним в клуб на окраине все равно никто, кроме одноклассников, не ходит. Найдутся, очевидно, любители выпиливать лобзиком гитары вручную. А у продюссеров "Фабрик" и "Корней" появится еще один крюк на участников - гитары-то будут продюссерские...

Так вот, меня лично беспокоит прежде всего область книгоиздания. И прежде всего — мелкие и мельчайшие издательства в провинции, которые, работая чуть выше себестоимости, компенсируют отстуствие цивилизации на нашем книжном рынке. Именно они печатают  первые книги тех авторов, кто через 10 лет будет определять лицо нашей литературы. Крупные издательства, могущие позволить 20-тысячный тираж, конечно, выживут; но не превратится ли их литература окончательно в "форматную"? Иными словами, не потеряем ли мы изрядную часть нашей новейшей словесности? Ну, может, и не потеряем, но определенную яму на ее пути предвидеть нетрудно.

Следовательно, я пророчествую здесь двойной вред — отток капитала за границу, сопряженный с уроном нашему культурному пространству.

Что делать?

Надеяться, что "до нас еще когда дойдут" — самообман, хотя такая позиция явно лидирует. Она больше всего напоминает мне удивление молодых людей в трамвае — всегда же ездили без билета, и ничего! А то, что раньше тебе было восемь лет, и кондуктору с тобой связываться было неохота, а сейчас ты вырос под два метра и такого бугая не заметить трудно, в расчет почему-то не принимается. Есть подозрение, что на каждого из нас найдется желающий настучать.

Надеяться, что родное правительство бросится нам на выручку, восприняв китайский опыт — а там, сколько мне известно, существует государственная программа перехода всей страной под линуксоподобную ОС, причем с реальными деньгами на написание кода — маловероятно. Китайцы, возможно, своего добьются, благо их просто много, и критическую массу пользователей для раскрутки новой ОС они наберут, и пользовательский софт напишут, чай, неглупый народ. (Надо сказать, я бы на их месте написал абсолютно бесплатную систему, но чтобы понимала только иероглифы, никакого языка вероятного противника! Диаспора пусть пользуется...) А у нас, боюсь, на наукоемких технологиях опять бюджет съэкономят.

Боюсь, что кроме нас самих, давно отвыкших зарабатывать на жизнь без помощи компьютера, никто нам не поможет. А не заняться ли нам, граждане, выпиливанием лобзиком? В порядке, так сказать, гражданской инициативы. Интересное занятие может получиться...


Часть 2. Предыстория развития.

Проблема состоит вот в чем: все бы сегодня было хорошо, если бы не вчерашние амбиции.

Поясняю: когда-то каждая компания пыталась создать собственное — уникальное! — железо, операционку и форматы файлов (соответственно, внутренние представления). Была уйма всяких интересных решений — до сих пор помню, с каким трудом мы в свое время на телеканале переходили с Амиги, на которой титры делались на счет "раз" под ПС, где завалящая плата видеовыхода в 16 цветов стоила почти как телекамера...

Постепенно компьютеры становились универсальными и переползали на "магистральную" интеловскую архитектуру, производители вымирали как мамонты (сколько фирм в мире сейчас способны делать 64-разрядные ками? А 8-разрядные только в моем родном Екатеринбурге как минимум два завода могли выпускать :). Соответственно инерция технологий наростала до такой степени, что сейчас мы практически лишены свободного выбора. То есть выбор-то есть, но сопряжен с такими тратами денег и нервов, что свободно, по доброй воле, осуществлять этот самый выбор нам не сильно хочется. Грубо говоря,  занимаешься полиграфией — иди на поклон к Адобу. А поскольку российский юзер изначально был "не за пиратство, но за свободный контент", то он никому и не кланялся, и работал себе безвозмездно, то есть даром :) И это, надо сказать, дурно влияло на его характер, потому что он привык ходить по самым удобным дорожкам.

Ну, например, говорят, что весь мир верстает книжки в Майкрософт Паблишер — начальство Офис купило, зачем еще деньги тратить? В Екатеринбурге лично мне неизвестен ни один такой профессионал :) — хотя знаю двух, до сих пор работающих (или, точнее еще 2 года назад работавших, мы с тех пор не пересекались) в Ксерокс Вентура Паблишер, еще ДОС-овской (дописали кусок, позволяющий работать с ТТF, и пользуются накопленными за десяток лет шаблонами), и одну рекламную газету, верстаемую в Корел Вентуре (у них все модули кореловские, им так проще). А где-то на Западе еще работает Виндоуз 3.11...

И вот привыкли мы к передовым технологиям на халяву, и закончилось это время, и закончилось для нас плохо.

И тут выясняется удивительная вещь: пока мы жаловались, что выбора нет — куда от Гейтса дется? — он, оказывается, уже есть! По крайней мере, от Майкрософт, то есть OS. Устав от нестандартного железа, все остальные начали переползать на х86. Год назад Sun сделала вариант Solaris (открытый, кстати), тут вот Mac OS вышел под интеловский процессор... А если еще учесть, что существуют разные системы типа BeOS и множество разных юниксов-линуксов (пусть даже платных, но 400–900 рублей за преконстракт — это не так уж много :)

Хуже того, оказывается, вполне успешно развивается софт "опен сурс", с открытым кодом, соответственно, портируемый под любую платформу. Вот нынче сидел и качал для друга руководство по Блендеру, чтобы попытаться — а не удастся ли обойтись без лицензионного 3D-Max? 

Ну, конечно, Фотошопа нет. И Пейджмейкер под Линукс еще не изобрели. Но может, стоит попробовать, пошерстить залежи Интернета? А если нет — написать самим :)...

Твердо знаю, что каждый нормальный человек после этих слов должен счесть меня полным идиотом. Однако есть еще одно привходящее обстоятельство.

Ниша-то пустая!

Титаник в очередной раз губит его размер (а он пытается увлечь на дно и нас). Эра персональных компьютеров считается коммерческими разработчиками завершившейся. Возьмите ХР с его принудительным делением на "администратора" и "пользователей", возьмите InDesign CS2 с его многопользовательскими возможностями (одновременная верстка и редактура файла с разых машин) — это очевидно корпоративные решения. То есть понятно, для чего это делается — для бизнеса, во всех смыслах (избыточность софта порождает его вес, он — избыточность железа, следовательно, спираль деньги–железо–софт идет на новый виток).

В результате появляется ниша персональных рабочих станций. Небольших, автономных, хорошо ориентированных на хоуммейкерство — поскольку для расчета зарплаты на 15 человек, к примеру, сплошь и рядом достаточно мощности 486 процессора с 64 Мб  оперативки, а встроенный ТВ-тюнер и поддержка Долби Сюраунд вовсе не обязательна :) И какая будет оперативка — по барабану, если запустившейся на ней софт поддерживает необходимый формат выходного файла (ну, к примеру, читается Exel-ем). Зато не будет веб-серфинга, не будет вирусов (какой идиот станет писать вирусы для локально-сыктывкарской опрационки?).

Притом, заметьте, софт для хоуммейкера должен быть существенно другим еще и потому, что оный работник квалифицированнее и в профессиональном плане, и в общекомпьютерном.

И поэтому, граждане, еще раз призываю — давайте выпиливать лобзиком!

Часть 3. Спасение утопающих.

Итак, мы выяснили из предшествующих рассуждений (впрочем, весьма эмоциональных и поэтому недостоверных), что пришла пора — и не наша в том вина — окончательно и бесповоротно поделиться на умных и богатых. К сожалению, глупые и бедные совпадут и составят третью категорию, прервав для себя полет компьютерной революции.

Иными словами, кто может, будет платить немалые денежки и работать с самыми продвинутыми (и корпоративными!) продуктами от Эппл, Адоб и АутоДеск. Кто не может платить, пересядут (на локальные рабочие станции!) под Блендер и ТеХ — хлопотно, но жить можно, если с умом. Опять-таки и плюсы есть: никаких тебе вирусов, постоянное живое общение с коллегами, возможность улучшения любимого продукта своими руками...

Вот в качестве примера давайте рассмотрим программы верстки. Ну, во-первых, это важно (см. первую часть), во-вторых, значительная часть моих знакомых связана с этим благородным занятием, в-третьих, сколько я понимаю, именно задачи подготовки печатных изданий во многом определяли развитие компьютера в 80-е гг. (даром, что ли, у монитора до сих пор разрешение 72 точки на дюйм?).

Я как-то полгода назад в пылу дискуссии объявил, что после 12-ти лет за монитором кажется, знаю, какой должна быть хорошая верстальная программа. Народ посмеялся, но заметил: а ты техзадание-то напиши, напиши... А то код писать куда больше народа умеет, чем внятно объяснить, что же заказчику нужно.

Преисполнившись важности ровно лягушка-путешественница, я бросился придумывать верстальную программу, потом операционку под нее... Через три дня я начал потихоньку соображать, что у меня, кажется, операционка получается сильно линуксовая, а затем — после того, как я заглянул в пару книжек — версталка сильно стала походить на ТеХ, а что я раньше об этом не догадался — так это от природной неграмотности и непросвещенности :(

Нет, конечно, хочется графического интерфейса...

Вот некоторые моменты хотелось бы обсудить и выяснить, насколько мое мнение является субъективным и для обобщения непригодным :) А то, может, я с преподаванием студентам-то совсем с ума сдурел :)))

И начнем мы, разумеется, от противного. С того начнем, чего мне реально нехватает сейчас. Впрочем, возможно, я просто чего-то не знаю и не умею :(

Итак, чего бы мне хотелось?

  1. Традиционной континентальной типографики, т.е. чтобы кегль шрифта измерялся в пунктах Дидо, а не в англо-американских пойнтах. Почему система Дидо мне кажется более выигрышной — это тема отдельного поста и развернутых, обсуждаемых аргументов, пока что отметим только одно — вся нормативная база (ГОСТы, ОСТы, СанПиНы) требуют от нас пересчета пойнтов в пункты. И не говорите мне, что ГОСТы отменили — это неправда!
  2. Русского языка и полиграфической терминологии. Почему PageMaker не знает термина "втяжка", если Ксерокс Вентура 2.0 под ДОС его знала прекрасно? А ПМ не знает — более того, в нем действительно приходится назначать втяжку  сложным ручным способом, т.е. она не была запланирована изначально :)
  3. Я не могу понять, почему при построении полосы набора я должен назначать ее, отрезая от формата поля в милиметрах, а не указывая прямо — "8 1/2 на 12 квадратов"? Только не говорите мне, что построение фреймов и есть назначение полосы набора, это разные вещи! То есть я могу понять, что англо-американская типографика не знает такой единицы измерения, как квадрат, а на Европу им начихать, но мне-то хочется использовать именно достоинства двенадцатиричной системы счисления, а мне их не дают, подсовывая одни недостатки.
  4. Почему опять-таки нельзя назначать абзац круглой шпацией, а не в милиметрах, как в Ворде, не к ночи будь помянут (уже программы веб-дизайна до этого доросли, а верстальные до сих пор не умеют)? Почему интерлиньяж назначается в процентах от кегля, а не в пунктовых шпонах — как я должен высоту полосы считать, с калькулятором в руке, что ли? Ведь козе понятно, что эти 120% идеально работают при 10-пунктовом кегле ("корпус"), при 7 их явно мало, а при 36 — безумно много, особенно если это заголовок из двух-трех строк! Откуда, граждане, приводность-то верстки возьмется, если я в милиметрах отбивки назначаю?
  5. Нафига снова появились в ПМ, а потом в ИД фреймы? Ну ладно, Вентура в принципе не умела по-другому колонки назначать. ПМ5 прекрасно обходился без них — а с переходом в руки Адоба снова началось сползание к идеологии Кварка, с которым они якобы боролись не на жизнь, а на смерть.
  6. Что за издевательство в адобовских продуктах "шаблоны"? Какие они шаблоны, если они просто-напросто файлы верстки, только с другим расширением? Вот в Вентуре файлов публикации было несколько — текст лежал отдельно, стили абзацев отдельно, картинки отдельно. Взял файл стилей, натянул его на новый текст, чуть поправил, — вот тебе и верстка. Это да, шаблон, я понимаю.
  7. Я хочу иметь возможность четко указывать программе верстки, какой шрифт использовать в качестве полужирного, а какой — в качестве курсива. Меня не устраивает, что она мне пытается строить эти акциденции из исходного, упорно не замечая продвинутого набора гарнитур (а представляете, каково должно было быть немцам, которые традиционно в текстуре для выделения использовали швабахер? вот так и умер, не родившись, компьютерный набор готическим шрифтом).
  8. Я хочу, чтобы наконец-то появился нормальный редактор для набора таблиц! Только не говорите мне про ОЛЕ-объекты! "ОЛЕ, ОЛЕ — это просто слезы", как в песне поется. То же самое касается схем и диаграмм. Да, Иллюстратор их умеет строить. Но eps в нынешнем виде... не полностью устраивает меня в процессе верстки, технология OPI должна быть доработана, я даже знаю, как :)
  9. Как я смеялся, увидев в первый раз в ИнДизайне верстак, нарезанный на ломтики! Объясните мне, зачем он в таком виде вообще нужен?
  10. или, точнее, 9 1/2. И вообще интерфейс, как и сама программа, должен быть хорошо настраиваемым, и перестраиваемым под себя на ходу :)

Ну, для начала этих 9 1/2 пунктов вполне хватит. А! еще надо строго-настрого запретить встраивать Курьер в принтер и в постскрипт-файл! :)

Уважаемые коллеги, разделяете ли вы мое мнение? И чего еще нам хочется (я, конечно, не все вспомнил)?

Пишите на мыло, что ли, я еще гостевую не организовал...
Используются технологии uCoz